Среда, 08.05.2024, 05:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя физики

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Современные педагогические технологии в практике учителя предметника

     

    Современные педагогические технологии

    Г. К. Селевко (12,13,14)  выделяет такие технологии (Приложение 1) как:

    1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка.

    2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии; проблемное обучение; технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) (17). Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

    3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технология перспективно-опережающего обучения использованием опорных схем; технология уровневой дифференциации обучения; технология индивидуализации обучения; технология программного обучения; коллективный способ обучения; групповые технологии; информационно-коммуникационные технологии

    4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала в основе которых лежит то, что знания представляются ученику крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей, с последующей детализацией.

    5. Частнопредметные педагогические технологии: технология обучения математике на основе решений задач; педагогическая технология на основе системы эффективных уроков; система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев). Эти технологии способны развить у учащихся интерес к предмету и умение применять свои знания на практике.

    6. Альтернативные технологии: вальдорская педагогика (Р. Штейнер); технология свободного труда (С. Френе); технология вероятностного образования (А. М. Лобок); технология мастерских

    7. Природосообразные технологии: природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир); технология саморазвития (М. Монтесорри)

    8. Технология развивающего обучения: общие основы технологий развивающего обучения; система развивающего обучения Л.В.Занкова; технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова; системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов); личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская); технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

    9. Педагогические технологии авторских школ: школа адаптирующей  педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде); модель «Русская школа»; технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский); школа-парк (М.А.Балабан); агрошкола А.А.Католикова; школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

     Виды педагогических технологий.

    На практике учителя – предметники, чаще всего, используют  здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся; проблемное обучение; игровые технологии; технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов; групповые технологии; информационно-коммуникационные технологии; технологии развивающего обучения (личностно-ориентированное развивающее обучение).

    Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    В рамках реализации здоровьесбережения учитель-предметник

    - организует работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

    - создает условия ощущения у детей радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья;

    - развивает творческие способности;

    - дает  знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие  здоровый образ жизни учащихся;

    - осваивает новые  методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.

    Владея приемами, направленными на поддержание здоровья учащихся, проводятся мероприятия направленные на реализацию требований СанПиНа: сквозное проветривание, гимнастика для глаз, динамические паузы во время урока, индивидуальный темп работы. Например, на уроках физики, осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения, используются игровые технологии, активно осуществляется подбор  задач и заданий   здоровьесберегающего характера, включая в программу вопросы, связанные с физикой человека, что позволяет учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей, регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности в кабинете, при выполнении лабораторных и практических занятий.

    Из числа здоровьесберегающих технологий, рекомендованных на федеральном уровне, активно применяется технология Базарного В.Ф., в частности тренажер зрительно-двигательных траекторий (презентация), смена динамических поз учащихся во время урока. Данная технология способствует развитию сенсорно-моторной активности ребенка, а также у детей повышается внимание, работоспособность и мотивация к учебе. Такая система дидактики способствует улучшению обучаемости, оказывает стимулирующее влияние на последующую психомоторную и умственную деятельность. В итоге формируется устойчивость к факторам внешней среды и создаются условия продуктивного роста и гармоничного развития ребенка.

    На уроках физики целесообразно использовать технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, к которым относятся проблемное обучение и игровые технологии.

    Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого ребята усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.

    Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую личность.

             Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

    Данная технология приводит к качественному усвоению знаний, мощному развитию интеллекта и творческих способностей и воспитанию активной личности. Во внеурочной деятельности, проблемное обучение играет огромную роль при  подготовке учащихся к научно-практической конференции или участия в творческих конкурсах по предмету.

    Игровые технологии являются одними из важнейших, эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету.

    Назначение дидактических игр - развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), наблюдательности, сообразительности и закрепление знаний, приобретенных на уроках.

    Наверное, наибольшим интересом, из всех дисциплин, изучаемых учениками в школе, пользуется физика, дающая представление об окружающем мире и являющейся основой научно-технических знаний, подчёркивая взаимосвязь изучаемых явлений с реалиями жизни. В нашей жизни игры имеют очень большое значение, так как всякая деятельность, связанная с условностями - это игра. Поэтому игра позволяет в достаточно короткие сроки обеспечить усвоения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых при закреплении и усвоения законов физики.

    Интерес к игровым формам обучения, особенно в последнее время, обусловлен, тем, что в обществе назрела необходимость в формировании разносторонней личности, а дидактические игры (как и все игры вообще) являются средствами проблемного обучения.

    Дидактические игры, охватывающие не только обучение, но и воспитание и направленные на развитие у играющих тех или иных качеств, могут выступать в нескольких функциях:

    - обучающей, которая развивает общеучебные умения и навыки, такие как память, внимание, восприятие информации;

    - развлекательной, которая создаёт на занятиях обстановку, позволяющую учащимся проявлять интерес к уроку, как занимательному приключению;

    - коммуникативной, которая объединяет учащихся в коллектив, устанавливая эмоциональный контакт;

    - релаксационной, которая позволяет снять у учащихся эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой при современной системе интенсивного обучения;

    - развивающей, которая активизирует возможности личности, переориентируя сознание учащихся на общечеловеческие ценности;

    - воспитательной, которая развивает и формирует творческую индивидуальность личности.

    Для повышения эффективности, особенно, при массовом обучении, предполагается использовать соревнование обучающихся друг с другом.

    Соревновательные игры являются совокупностью общедидактических условий, касающихся организации соревнования: способ организации, характеристика деятельности, количественная деятельность, способ организации контроля, подведение итогов соревнований.

    Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и так далее. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.

    Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным.

    Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа.

    В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

    В технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, автором которой является В.В.Фирсов, предлагается введение двух стандартов: для обучения и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

    Концептуальные положения:

    - базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю над их достижением.

    - обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.

    - при демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику.

    - базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.

    Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с какой либо одной методической схемой.

    Мотивация, а не констатация.

    Предупредить, а не наказать незнание.

    Признание права ученика на выбор уровня обучения.

    Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

    Ученик должен испытывать учебный успех.

    Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из двух уровней требований:

    1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся;

    2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.

    В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

    - наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;

    - базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

    - базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

    - система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой;

    - наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

    Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта. Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию ученья.

    Особенностями методики преподавания являются:

    - блочная подача материала;

    - работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

    - наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

    Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову В.В. - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.

    Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников.

    Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов.

    Предусматривается:

    - тематический контроль;

    - полнота проверки обязательного уровня подготовки;

    - открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

    - оценка методом сложения;

    - двоичность в оценке обязательного уровня;

    - повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

    - «закрытие» пробелов;

    - возможность «дробных» зачетов;

    - кумулятивность итоговой оценки.

    Зачеты проводятся в учебное время, при этом:

    - предусматривается резерв времени для доработки;

    - возможна помощь учителя во время зачета;

    - учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям;

    - на каждого ведется лист учета и контроля;

    - в случае, если учащийся претендует на оценки «4» и «5», итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу.

    Данную технологию целесообразно использовать при работе с профильными группами классов. В Концепции профильного обучения (18, с.3) на старшей ступени общего образования основное назначение профильного обучения определено как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, что, в свою очередь, требует специальной предпрофильной подготовки учащихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе.

    Для формирования у школьников готовности к обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения необходима разнообразная, комплексная работа, основную роль в которой играет организация образовательного процесса, как по базовым предметам, так и по специально для этой цели предназначенным профильным и элективным курсам. В 9 классах по физике, в рамках предпрофильной подготовки,  проводятся элективные курсы, рекомендованные Министерством образования Саратовской области.

    В профильных 10 классах можно использовать дистанционный курс по физике «Профильный курс. Физика» http://school.saripkro.ru/course/view.php?id=1265,

    в 11 классах -  «Профильный курс. Физика. 11 класс» http://school.saripkro.ru/course/view.php?id=1266&edit=0&sesskey=d74yOA1LBk. Данные курсы во многом восполняют «пробелы» базовых и профильных предметов. Они направлены на формирование умений и способов деятельности (ключевых компетенций), связанных с решением практических задач, на получение дополнительных знаний, интегрирующих полученные ранее в единую научную картину мира, на приобретение образовательных результатов, востребованных на рынке труда.

    В классах с большой наполняемостью на практике педагоги применяют групповые технологии.  Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

    - взаимное обогащение учащихся в группе;

    - организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

    - распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

    - коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

    - обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения, проблемы;

    - взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

    - рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

    Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является то, что:

    - класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

    - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

    - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

    Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

    Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

    При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют развитию творческой личности учащихся и самого учителя. На уроках физики материал представляется в форме презентаций, используются ресурсы Интернет, видеоуроки или их фрагменты. Учащиеся выступают на уроках с докладами, иллюстрируя их в виде фотографий, презентаций, видеороликов и представляют свои проекты.

    Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя,  помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. В практике учителя физики рационально использовать такие электронные УМК, как

    1. Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11 классы. Под редакцией Н.К.Ханнанова
    2. Физика 7 класс Комплект электронных пособий
    3. Физика 8 класс Комплект электронных пособий
    4. Физика 9 класс Комплект электронных пособий
    5. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы. Практикум»
    6. Интерактивный курс Физика 7-11 классы
    7. Полный интерактивный курс физики «Открытая физика» под редакцией С.М. Козела
    8. L-микро. Примеры проведения экспериментов.
    9. «Астрономия 9-11 классы» Библиотека электронных наглядных пособий.
    10. Открытая астрономия.

     Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, ИКТ помогают решить  вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.

     ЦОР уместны на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация); как групповой (учитель - ученики, учитель - родители), так и собственно учительской. Многоплановый спектр целей использования ЦОР и создания новых: технологичность и функциональность; комплексное воздействие на стадии презентации-восприятия; виртуальная сопричастность личностным ценностям (на основе собственных видео-фотоматериалов); воспроизводимость (банк, виртуальный каталог) и т.д. За три года работы учителя с ЦОР выявлена следующая закономерность: уменьшается доля индивидуальных и выполненных по заданию учителя проектов, и увеличивается доля совместных, самостоятельных (групповых).

        На уроках физики широко используются такие ресурсы как  «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/,«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru/, где используются современные обучающие  средства, предназначенные для преподавания и изучения школьных предметов.

    В рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ рекомендовано использовать ресурс Федерального института педагогических измерений, федеральный портал «Российское образование», «Решу ЕГЭ» и другие. 

    Первостепенной составной частью педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учениками. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

    При подготовке и  проведении личностно ориентированного урока педагог должен выделять первостепенные направления своей деятельности, выставляя на первый план ученика, а затем деятельность, устанавливая собственную позицию. Это можно доказать проведя сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного урока (Приложение 2).

    Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение.  Наиболее значительным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся. Такая деятельность наблюдается на уроках физики при проведении экспериментов, лабораторных работ, при практических заданиях, требующих выяснения причин или следствий физических процессов. Во внеурочной деятельности необходимо проводить поисково-исследовательскую работу с учащимися, серьезно интересующимися предметом или «любознательными» детьми.

    Освоив принципы организации учебно-познаватель­ной деятельности,  необходимо учить детей самостоятельности в мышлении и познании, формировать умение целенаправ­ленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Дети на уроках учатся размышлять, решать про­блемы, задавать вопросы.  Сегодняшние ученики постоянно находятся в поиске. Новый материал создает проблемную ситуацию, которую дети должны решить на каждом этапе урока. Таким образом, учитель обеспечивает права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, интересам, склонностям и возможностям.

    Разнообразные формы работы на уроках и внедрение современных педагогических технологий способствуют постепенному повышению качества знаний.      

    Результативность использования педагогических технологий в практике учителя-предметника

    Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

                    Применение выше перечисленных в работе педагогических технологий на уроках физики способствуют определенным результатам педагогической деятельности. Так, например, использование здоровьесберегающих технологий на уроках свидетельствуют об отсутствии случаев травматизма.

    Результативность применения технологии проблемного обучения на уроках физики показывает:

    -  наличие у учеников положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации «Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…»;

    - наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере «Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…»;

    - переживание учащимися субъективного открытия
    «Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон…»;

    - осознание учеником усвоения нового как личностной ценности
    «Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…»;

    Данная технология способствуют повышению интереса учащихся к предмету и как следствие исследовательской деятельности, показывают положительные результаты участия учеников на различного рода конкурсах, научно-практических конференциях.

    Результативность игровых технологий зависит от систематичности их использования и от правильного выбора виды игры, необходимого на определенном этапе урока.  Целесообразнее применять данную технологию на начальных этапах изучения физики, в целях развития интереса к предмету, в старших классах игры должны носить более деловой характер. В процессе игры у учащихся формируются такие качества как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности; вырабатываются умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике; создается положительный морально-психологический климат на уроке для развития личности учащихся; повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся; развивается наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых предметах.  

    Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов является предупреждение неуспеваемости, так как подобранный материал соответствует индивидуальным способностям каждого ребенка (сильного или слабого), а также показывает готовность учащихся к выпускным экзаменам. Ежегодно учащиеся в качестве предмета по выбору на ОГЭ и ЕГЭ выбирают физику. Разнообразные формы работы на уроках физики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, использование он-лайн тестирования и других интернет-ресурсов, приводит к стабильным положительным результатам. В сборнике статистических материалов (4) представлены показатели результатов государственной итоговой аттестации по Саратовской области. В 2013 году по результатам ГИА выявлено, что средний балл составил 68,3, что в сравнении с результатами 2012 года увеличился на 10,1.

             В рамках реализации региональной экспериментальной площадки по направлению «Профильное обучение школьников в дистанционной форме» дистанционные профильные курсы по физике в 10 и 11 классах – «Профильный курс. Физика» и «Профильный курс. Физика. 11 класс», размещенные в оболочке на сайте СарИПКиПРО, дают возможность детям  изучить дополнительный теоретический материал, решить ряд задач, а также пройти итоговое тестирование, выявив при этом пробелы в знаниях по данному разделу. Данные курсы, в какой-то мере, позволяют ребятам подготовиться к итоговой аттестации по предмету. Результаты применения данной технологии способствуют высоким результатам при сдаче ЕГЭ и дальнейшему поступлению в учебные заведения по профилю.

    Использование ИКТ на уроках способствует повышению интереса к предмету. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами производить различные эксперименты, лабораторные, а также отрабатывать те или иные специальные навыки. В виртуальной среде можно имитировать любые законы материального мира, при этом, не затрачивая каких - либо реальных материалов. Компьютерные тренажеры, используемые на уроках физики, например «Электрический конструктор», лаборатория «L-микро», виртуальные лаборатории и многое другое позволяют в значительной степени сэкономить время и ресурсы, затрачиваемые на отработку тех или иных действий. Работа с интерактивной доской позволяет проводить онлайн-тесты по пройденному материалу, работать с моделями, которые оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается на статичных рисунках. Благодаря современным мультимедийным технологиям, эффективность обучения в такой форме, в значительной степени превосходит эффективность классических методов обучения. Ученики без ограничений и без тех или иных рисков производят различные действия, многократно воспроизводить которые в реальном мире может быть проблематично. Сейчас ребята на уроках активно работают с электронными учебниками, которые выполняют различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения.

    Информационно-коммуникационные технологии, применяемые на уроках, дают возможность:

    - повысить у обучающихся интерес к предмету;

    - обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу;

    - выявлять и развивать способности обучающихся;

    - овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения  в практической деятельности;

    - расширить виды совместной работы обучающихся, обеспечивающей получение ими коммуникативного опыта;

    - повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся.

    Особое внимание в настоящее время уделяется технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, которая прописана в  федеральных государственных стандартах второго поколения (ФГОС) (19, с16,17). В ФГОС во 2 разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» в первую очередь устанавливаются требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Внедряя федеральные государственные образовательные стандарты на уроках физики у учащихся

    1) формируются представления о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

    2) формируются первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваиваются основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; учащиеся овладевают понятийным аппаратом и символическим языком физики;

    3) приобретается опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

    4) осуществляется понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

    5) происходит осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

    6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;

    7) развивается умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

    8) формируется представление о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

    Результативностью применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения на уроках и во внеурочной деятельности  является наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

    Результативность использования современных педагогических технологий способствует повышению качества образования. Так в сборнике статистических материалов (4) представлены показатели результатов государственной итоговой аттестации и динамика изменения отдельных показателей. Конкретно по предмету «Физика» отмечено, что качество знаний по физике в Саратовской области постепенно растет, так в 2010 году составляло 72,97%, в 2011 г – 85,4%, в 2012 г. - 74,1% и в 2013 году – 88,2%.

    В таблице 3 (Приложение 3)  представлены вышеперечисленные  в работе современные педагогические технологии и их результативность в обобщенном виде.

     

    Приложение 1

    Группа

    педагогических технологий

    Педагогическая

    технология

    Авторы

    1

    2

    3

    Традиционные технологии

    Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

    В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского

    ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

    «Педагогика сотрудничества»

    Педагоги-новаторы

    Гуманно-личностная технология

    Ш.А. Амонашвили

    Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

    Е.Н. Ильин

    Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

    Игровые технологии

    Б.П. Никитин

    Проблемное обучение

    Дж. Дьюи

    Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

    Е.И. Пассов

    Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

    В.Ф. Шаталов

    Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

    Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

    С.Н. Лысенкова

    Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

    В.В. Фирсов

    Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам

    И.Н. Закатова

    Технология индивидуализации обучения

    И.Э. Унт, А.С. Границкая,

    В.Д. Шадриков

    Коллективный способ обучения

    А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко

    Групповые технологии

    -

    Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

    -

    Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

    «Экология и диалектика»

    Л.В. Тарасов

    «Диалог культур»

    В.С. Библер, С.Ю. Курганов

    Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

    П.М. Эрдниев

    Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

    П.Я. Гальперин, М.Б. Волович

    Частнопредметные технологии

    Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

    Н.А. Зайцев

    Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

    В.Н. Зайцев

    Технология обучения математике на основе решения задач

    Р.Г. Хазанкин

    ПТ на основе системы эффективных уроков

    А.А. Окунев

    Система поэтапного обучения физике

    Н.Н. Палтышев

    Альтернативные технологии

    Вальдорфская педагогика

    Р. Штайнер

    Технология свободного труда

    С. Френе

     

    Технология вероятностного образования

    А.М. Лобок

    Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)

    -

    Природосообразные технологии

    Природосообразное воспитание грамотности

    А.М. Кушнир

    Технология саморазвития

    М. Монтессори

    Технологии развивающего обучения

    Система развивающего обучения Занкова

    Л.В. Занков

    Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова

    Д.Б. Эльконин,

    В.В. Давыдов

    Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

    И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

    Личностно ориентированное развивающее обучение

    И.С. Якиманская

    Технология саморазвивающего обучения

    Г.К. Селевко

    Технологии авторских школ

    Школа адаптирующей педагогики

    Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде

    Модель «Русская школа»

    М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.

    «Школа самоопределения»

    А.Н. Тубельский

    Школа-парк

    М.А. Балабан

    Агрошкола

    А.А. Католиков

    «Школа Завтрашнего Дня»

    Д. Ховард

     

     

    Приложение 2

    Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного урока

    Традиционный урок

    Личностно- ориентированный урок

    1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

    1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

    2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий

    2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

    3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

    3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

    4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

    4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

    5. Планирует и направляет детскую деятельность

    5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

    6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

    6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

    7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

    7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение

    8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых

    8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

     

     

     

     

    Приложение 3

    Таблица 3

    Современные педагогические технологии и их результативность

     

    Технология

    Цель

    Результативность использования технологии

    Прогнозируемый результат

    Здоровьесберегающие технологии

    Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

    Сохранение и укрепление здоровья школьников

    Здоровое общество

    Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

    (проблемное обучение, игровые технологии)

    Развитие у учащихся   критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать  новый опыт; поиску и определению учащимися  собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

    Мотивация к учению

    Повышение интереса к предмету

    Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

    Закрепление, уточнение, осмысление и систематизация материала

    Углубленное изучение учащимися отдельных дисциплин программы полного общего образования;

    подготовка к получению высшего профессионального образования; успешная социализация учащихся;

    возможность построения школьниками индивидуальных образовательных программ

    Дифференциация и индивидуализация обучения, позволяющие за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Качественная подготовка к итоговой аттестации

    Готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению и зрелость в выборе способа его получения после школы.

     

    Групповые технологии

    Обеспечение активности учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания

    Взаимное обогащение учащихся в группе, организация совместных действий, коммуникация, взаимопонимание, рефлексия

    Повышение интереса к предмету, умение работать в коллективе, в группе

    Информационно-коммуникационные технологии

    Развитие межпредметных связей физики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

    Повышение качества образования

    Совершенство владения ИКТ

    Технология развивающего обучения (личностно-ориентированное развивающее обучение)

    Максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

    Личностное приращение ученика

    Личный результат ребенка

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: sklnatnik (30.06.2014)
    Просмотров: 2697 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: