Вторник, 07.05.2024, 21:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя физики

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Организация практической деятельности на уроках физики

    Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных. Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.                                                              

    Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.                                                                                                                       Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.                                            

    Для успешной практической деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.                       

    Важно научить учащихся (и это готовит детей к ГИА):                                     

       - ставить цель;                                                                                                             

    - составлять план исследований;                                                                               

      - подбирать необходимые приборы и материалы;                                                   

    - собирать необходимые установки;                                                                       

    - проводить исследования и формулировать выводы.                                                      

    А также: ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, которые можно представить в виде следующей цепочки: теоретическое предвидение - разработка рабочей гипотезы - наблюдения - эксперимент - анализ экспериментальных фактов и выводы из них - проверка выводов на практике.                                                   

    Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.         Например: 1)почему жужжит пчела, 2) что поднимает в воздух самолет, 3) в чем причина полярных сияний, 4)почему дует ветер и т.д. Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу на пустом месте. Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организовать её можно на любом этапе обучения физике: при изучении физической теории, при решении задач, при проведении демонстрационного эксперимента, при выполнении лабораторных работ(демонстрация презентационного материала). Подобные исследовательские задания можно найти в УМК к учебнику Перышкина А.В. «Рабочая тетрадь по физике» 7,8,9 классы, а также в учебниках Громова. Также провожу: исследования практических вопросов (например, выяснение условий плавания тел), исследования с помощью самодельных приборов (слайды с самодельными приборами), исследования дома и на улице, проектная деятельность учащихся (при подготовке к научно-практической деятельности – слайды презентации).                                         

    Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем. В соответствии с этой тенденцией в стандарте второго поколения сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи. В результате исследовательская и проектная деятельность учащихся необратимо станет одной из важнейших форм современного образования. Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.

    Категория: Мои статьи | Добавил: sklnatnik (07.11.2014)
    Просмотров: 326 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: